С момента изобретения в конце XV века часовой пружины и появления первых часов, пригодных для персонального использования, до сегодняшнего дня, часы прежде всего являются модным аксессуаром, который может много рассказать о своём владельце, указать на его статус и положение в обществе.
От первых портативных «Нюрнбергских яиц» начала XVI века, которые появились ещё задолго до появления карманов на одежде состоятельных господ и до первых драгоценных наручных часов королевы Англии Елизаветы I, полученных ею в подарок в 1571 году, от современных шедевров микромеханики, принадлежащим лакшери-брендам до Ориента «Тристар» это не только и не столько прибор для определения времени, сколько предмет дизайнерского и ювелирного искусства, модный аксессуар.
Хотя первые интерьерные и переносные часы были родом из Германии и Голландии, родиной высокого часового искусства по праву считается Франция.
Среди французских часовщиков XVII века встречались настоящие гении, без роли которых невозможно было бы представить современное часовое искусство. В первую очередь это «Король часов» Луи-Абрахам Бреге (1747-1823) изобретатель каретки «Турбийон», сложного устройства, исключающего действие гравитации на баланс часов, а также первого автоподзавода и противоударного устройства. Знаменитый Бреге, создатель часов для Марии Антуанетты, самых сложных часов своего времени!
Жюльен (1686-1759) и Пьер Леруа (1717-1785) были виднейшими парижские часовщиками и изобретателями своего времени, без их оригинальных находок нынешний мир современных высокоточных часов был бы немыслим. Они первыми научили часы отсчитывать секунды!
Жан-Антуан Лепин (1720-1814), придворный часовщик Людовика XV, автор знаменитой раскладки часовых мостов «Lepine», зять Андре Шарля Карона, который приходился отцом знаменитому Пьеру Огюстену Бомарше. Именно Лепину старик Карон уступил свой часовой бизнес, когда сын попросил его отказаться от профессии ради места при дворе короля!
Хотя корпуса первых европейских карманных часов с самого начала пытались украшать тщательнейшим и богатым образом, ювелирное искусство на маленьких механических шедеврах достигло расцвета только в XVII веке. Во времена французского Регентства, чтобы заниматься часовым делом, мало было иметь хорошее зрение, ловкие пальцы, склонность к механике и художественный вкус, кроме всего прочего следовало быть католиком, поскольку гугенотам этот род деятельности не дозволялся. Тотчас талантливые мастера обратили свои взоры на изготовление художественно оформленных часовых корпусов и цепочек-шатленов с драгоценными камнями и живописными эмалями. И это также дало мощный толчок для развития часового дела во Франции.
С маленьких шедевров смотрят на нас лица первых хозяев или великих людей той эпохи, яркие бытовые сценки или пейзажи, выполненные в технике горячей эмали, россыпи ограненных алмазов, изумрудов и жемчуга, поражая порой воображение.
Ну и конечно, как тут не вспомнить творения английских часовщиков 18 века с их тонкими фузеями, черепаховыми дорожными футлярами в стиле “буль” и имена Вильгельма Квира, Томаса Дженконсона, Филиппа Рандесса, Георга и Эдуарда Приор.
С крышек и циферблатов миниатюрных шедевров смотрят на нас лица первых хозяев часов или великих людей той эпохи, яркие бытовые сценки или пейзажи, выполненные в технике горячей эмали, россыпи ограненных алмазов, изумрудов и жемчуга, порой ослепляя самое смелое воображение. Ну и конечно, как тут не вспомнить творения знаменитых английских часовщиков XVIII
века с их тонкими фузеями, черепаховыми дорожными футлярами в стиле «Boulle» и поименно мастеров часового дела Вильгельма Квира, Томаса Дженконсона, Филипа Рандесса, Георга и Эдуарда Приор.
В 1866 году открывается мануфактура Ле Культр ( Le Coultre & Cie) , первая в мире мануфактура полного цикла, выпускающая более 350 калибров механизмов, не последнюю роль отводящая ювелирной отделке своих сложных изделий (репетиры, часы с календарями и жакемарами).
В 1868 году в северном швейцарском городке Шафхаузен открывает свои двери мануфактура “IWC”, до сих пор являющаяся флагманом производства швейцарских часов. Это уже настоящая фабрика с современными станками- автоматами, получающими энергию от гидростанции на реке Рейн.
А столь популярная в мире марка “Лонжин ” появилась на свет в 1870 году и это кроме неоспоримого качества ещё и тысячные тиражи. И тут не обошлось без России, как крупнейшего на континенте рынка сбыта. С 1878 года года Лонжин в России продавались под маркой ” Павел Буре”. Использовали Буре и продукцию мануфактуры Лекультр, как дорогие часы для Кабинета Подарков Его Величества.
С 1968 года часы это официальный приз Российской Императорской Армии. Один за одним на российский рынок приходят Георг-Фавр Жако ( с 1911 года марка Zenith), братья Брант (с 20 кека фирма Omega), Borel, Meron, Bovet, Tissot удивляют публику своими изысканными часами. Хотя первые часы в Кабинете Подарков Его Величества Александра 2 скорее всё же с английской родословной, это изысканные золотые LEVER PATENT, одни из первых анкерных часов английского мастера Генри Делолма, который работал в Лондоне с 1827 года, с изображением двуглавого российского орла на механизме.
Наивысшего расцвета или даже как тогда казалось зенита, откуда кстати и пошло название швейцарской фирмы Зенит (Zenith) , качество швейцарских механизмов достигло в начале 20 века. Кпк глазит легенда, швейцарский мастер Георг -Фавр Жако, закончив разработку лучшего своего механизма, взглянул на звездное небо и понял, что ничего лучшего он уже не создаст!!
В одном механизме умещали, кроме основной кинематической схемы, репетир (сложное устройство, отзванивающее текущее время по запросу, хронограф, функцию “мертвой секунды”, циферблаты нескольких часовых поясов, вечный календарь, даже эротические жакемары…
и всё это при абсолютно безупречном качестве отделки. Казалось, дальше стремиться не к чему…
Но в конце 19 века и Европу, а за ней и Америку, а заодно и и весь покорил новый художественный стиль ” модерн”, или “ар-нуво”, как его называли во Франции. И с крышек драгоценных золотых часов уже смотрят на нас таинственные птицы, львы, грифоны, затейливо скрытые в листьях плюща, вьюнах и диковинных лилий. Извеснейшие ювелирные бренды, такие как Тиффани, Шопар, Хаусман, Губелин экспериментрруют с часовым дизайном. Например часы фирмы Губелин (Gubelin) на шелковом шатлене для американского рынка. Создавал эскизы для часов и великий классик модерна Альфонс Патек Филипп.
Коллекция старинных часов "Драгоценное время"
Полностью коллекция представлена в Музее Времени г. Москва, ул. Русаковская дом 1, магазин часов ALL Time, 3-й этаж. Вход свободный.
Некоторые экспонаты коллекции: