Зачем человеку часы? Нуждаемся ли мы в навязчивой регулировке жизнедеятельности и напоминаниях? Или мы настолько совершенны, что в состоянии контролировать периоды времени? Не глядя на часы запланировать встречу и не опоздать на неё?
Вам должно быть знакомо выражение «Биологические часы». Многие уверены, что биологические часы встроены в человека с рождения, и работают инстинктивно, сами по себе. Уверенность в наличии биологических часов подтверждают некоторые бытовые ситуации. Например, вы просыпаетесь на работу по будильнику каждый день в 7 часов утра, и когда наступают долгожданные выходные, планируете – «В выходной день я буду спать до 12». Но просыпаетесь без будильника в 7 утра, как и в предыдущие рабочие дни. Биологические часы сработали, объясняете вы себе факт раннего подъема по расписанию.
Может ли человек с уверенностью полагаться на свои биологические часы? Было бы неплохо! Но насколько надёжны биологические часы?
Этот важный вопрос поставили перед собой ученые НАСА, когда перед ними открылось будущее, в котором планировалось отправлять астронавтов в условия, не имеющие ничего общего с ритмами Земной жизни. Когда стало понятно, что вне Земного времени астронавт будет находиться в изоляции, в темноте, или наоборот в слишком частой смене света и тьмы, у него за окном не будет вставать солнце по утрам, кукарекать петухи и шуметь город, а будильник и электроника могут внезапно выйти из строя. Сможет ли человек в таких условиях определить ритм дня и ночи, сможет ли вовремя отправиться спать, и сможет ли вовремя встать? Сможет ли человек, не опираясь на приборы измерения времени регулировать свою жизнедеятельность? Вовремя поесть, вовремя обслужить космическую станцию? Или астронавту обязательно понадобятся напоминания: время ложиться спать, время вставать, время обедать, время проверить уровень топлива, время выйти на связь. Как поведёт себя наш организм на планете, где вечная ночь, или очень долгий день? Такими исследованиями озаботились в космическом агентстве NASA и обратились к французскому исследователю Мишелю Сифру (Miсhel Siffr).
Мишель Сифр – французский ученый спелеолог, посвятил свою жизнь изучению пещер. С 10 летнего возраста он из любопытства проводил много времени в пещерах, которых было много в местах, где он родился. Не боялся изоляции, пауков, комфортно ощущал себя в темноте и ограниченном пространстве. Именно ему и предложили ученые NASA стать подопытным в эксперименте под названием «Вне времени», задача которого была выявить существование биологического ритма сна и бодрствования, и определить свойства ритмов организма. Пещера подходила тем, что в нее не проникал дневной свет, а значит, изоляция была естественной и органичной для испытателя. Мишелю оборудовали подземный лагерь. В пещере было все необходимое – кровать, лампы, книги, велотренажер, подача свежей еды. Не было только часов. Над местом, где проходил эксперимент, развернули шатры, в которых дежурили ученые. Единственной задачей Мишеля Сифра было – фиксировать всё, что происходит с его организмом, и сообщать когда он отправляется спать, и когда просыпается. Запланировали 2 месяца изоляции. Эксперимент начался.
Первые несколько дней, Мишель спал и бодрствовал по привычному темпу дня и ночи. Но затем что-то пошло не так. Его сон становился продолжительнее, день и время бодрствования хаотично увеличивались.
Сначала он спал по 12 часов, его день длился 12 часов. Затем он стал спать 20 часов, его день мог длиться 18 часов. Затем график сместился на 32 часа сна и бодрствования, а иногда 48 часов. Однажды он проспал 56 часов. Ученые, дежурившие в лагере наверху успели испугаться, и почти приняли решение отправить в пещеру отряд спасателей, как раздался звонок телефона снизу, по которому Мишель сообщил, что он проснулся.
– Как прошла ночь? – уточнили ученые.
– Ночь как ночь. – ответил Мишель Сифр. – Ничего необычного.
Он не осознавал, что его ритмы катастрофически сбились. Мишель самостоятельно вел график сна и бодрствования, основанный на его ощущениях. Ему казалось, что он спит примерно по 10 часов. На основании своего графика Мишель вёл календарь дней. И когда спустя 2 месяца эксперимент подошел к концу, его предупредили, что завтра он покидает пещеру, Мишель страшно удивился, ведь по его ощущениям прошло не два месяца, а чуть больше одного.
Позже эксперимент повторили уже с более длительным сроком, и в нем параллельно приняли участие 3 человека, из них одна женщина. И результат был таким же. Их ритмы сбились в сторону увеличения продолжительности сна и бодрствования примерно на сутки равные 48 часам. Спустя 3 месяца, они были уверены, что провели в изоляции половину этого срока.
Эксперимент показал, что без часов, в условиях, где солнце не восходит по утрам, задавая суточный ритм, человек не может ориентироваться во времени.
Copyright Watchschool