Часы начальника службы тяги и Комсомольский паровоз

Часы

ЧАСЫ НАЧАЛЬНИКА СЛУЖБЫ ТЯГИ И КОМСОМОЛЬСКИЙ ПАРОВОЗ.
Ранняя “кировка” 1 ГЗЧ 1932 года выпуска с наградной надписью на крышке:
” Я. М. Михееву
нач. сл. тяги торфоразработок им. Классона
за организацию работы по ремонту
Комсомольского паровоза √ 449
от треугольника транспортного отдела.”

Даты нет, но у меня в коллекции есть точно такие же часы с разницей в сборочных номерах всего на 46 единиц с наградной надписью от 7.11.1932 года.
А началась эта история 20 годами ранее, в 1912 году, когда «Общество электрического освещения 1886 года» решило построить в Богородском уезде, Буньковской волости, Московской губернии, богатом торфяными залежами, первую в России районную электростанцию на торфяном топливе.
Смелая идея использовать местное топливо подмосковных болот, принадлежащая основателю первой районной электростанции, видному российскому инженеру Роберту
Эдуардовичу Классону, на многие десятилетия определила будущее отечественной энергетики.
Места это были глухие. Помимо строительства электростанции и начала торфоразработок необходимо было развивать инфраструктуру, прокладывать узкоколейную железную дорогу для подвоза сырья и рабочей силы. А по факту строить новое городское поселение – посёлок “Электросила”. Сейчас это г.Электрогорск Московской области.
В 1929 году торфоразработки ГРЭС №3 выделяются в самостоятельное предприятие по добыче и переработке торфа – Торфопредприятие имени Р.Э.Классона.
Но торфяники иногда горят. Из рассказов старых работников торфопредприятия стало известно, что сезон добычи торфа 1932года был очень жаркий и ветреный, и августе торфяники загорелись. На участке Сопово во время вывоза рабочих-торфяниц из опасной зоны, пассажирский поезд был охвачен огнем и продвигаться к поселку не мог. Рельсы узкоколейки ушли в горящий торф и паровоз провалился под землю. В результате часть рабочих погибло.
Про провалившийся паровоз – это не вымысел – в память об этом событии недалеко от деревни Соповские землянки имеется памятник погибшим в крупных пожарах на торфоразработках в 1932-м.
Шесть дней воины-дзержинцы, постоянно подвергая свою жизнь опасности, мужественно боролись со стихией. И они победили! Всему личному составу Моссовет объявил благодарность, многие бойцы, командиры и политработники были награждены ценными подарками.
Технику надо было восстанавливать. Делалось тогда это преимущественно на субботниках с привлечением комсомольцев-ремонтников. Так отремонтированные паровозы становились Комсомольскими.
Тот ли это самый паровоз доподлинно не известно, но время и место совпадают.
Осталась история и конечно, наградные Часы.
(Павел Барбаянов)

Оцените статью
Первая Часовая школа
Добавить комментарий

T r a n s l a t e